[Ишояб; «Иисус даровал»], католикос-патриарх Церкви Востока (582-595). Род. в пров. Бет-Арабайе (Арбайестан), расположенной к юго-западу от верховьев р. Тигр, с адм. центром в Нисибине. В юности учился в Нисибинской школе под рук. Авраама Бет-Раббанского и после его смерти возглавил школу (569-571). Затем был избран епископом Арзуна, пограничного округа на севере Бет-Арабайе, и пребывал на этом посту 10 лет. И. сообщал шаханшаху Хормизду IV (579-590) о передвижениях визант. войск у границ Ирана. Возможно, по этой причине Хормизд поддержал его кандидатуру на выборах католикоса-патриарха в 582 г. По сведениям «Хроники Сеерта», после интронизации И. шаханшах разослал по провинциям указ местным властям советоваться с епископами при решении правовых и др. важных вопросов. Это вызвало недовольство зороастрийских магов, считавших, что Хормизд «уважает христиан больше, чем все другие персидские цари». Согласно несторианским церковным историкам Мари ибн Сулейману (XII в.) и Амру ибн Матте (XIV в.), И. возглавил посольство, отправленное Хормиздом к визант. имп. Маврикию (582-602), который принял от И. исповедание веры и причастие, однако достоверность этого сообщения сомнительна; вероятно, авторы ошибочно отнесли к И. факт позднейшего посольства в Византию католикоса Ишоява II.
В 585 г. И. созвал в Селевкии-на-Тигре церковный Собор, на котором было принято 31 постановление (Chabot. Synod. orient. P. 130-165 [сир. текст], 390-424 [франц. пер.]). Первое правило направлено против монофизитов и содержит развернутое изложение несторианского Символа веры, а 2-е осуждает тех, кто отказывались принимать толкования «великого экзегета» еп. Феодора Мопсуестийского, т. е. последователей Хенаны Адиабенского. К постановлениям Собора было приложено пространное письмо патриарха Иакову, еп. о-ва Дарай (ныне Тарут), с 20 правилами, касающимися различных вопросов церковной практики, и еще одно толкование Символа веры (Ibid. P. 165-196, 424-455). От участия в Соборе отказались Симеон, митр. Нисибинский, и Григорий, митр. Рев-Ардашира в Парсе, с подчиненными им епископами: первый был последователем Хенаны, второй поддерживал стремление епископов Парса к независимости от патриарха.
В 590 г. к власти в Иране пришел Хосров II. Вернувшись из Сирии, где получил военную помощь от византийцев в борьбе с узурпатором трона Бахрамом Чубином, он выдвинул против И. обвинения: И. не сопровождал Хосрова во время его бегства в Византию, не встретил шаха-победителя, не подготовил подобающий для него шатер, и якобы молился об успехах узурпатора. Патриарх сумел оправдаться, однако, опасаясь гнева монарха, стал искать убежища у Нумана III ибн аль-Мунзира, христ. правителя вассального царства Лахмидов. Там И. заболел и умер в сел. Бет-Куши (595). Сестра (или дочь) Нумана Хинд с почестями похоронила И. в одном из построенных ею мон-рей. После смерти И. Церковь Востока нек-рое время оставалась без руководства до избрания католикоса-патриарха Савришо.
Сохранился и издан трактат И. «О Трисвятом», в к-ром он предлагает отличную от византийских и др. сирийских версию происхождения этого песнопения. Частично сохранились вопросоответы И. о церковных таинствах (Vat. syr. 3 - Assemani. BO. T. 2. P. 487); утраченными считаются трактаты против Евномия и епископа-«еретика» (вероятно, монофизита), апология несторианства.